Jump to Navigation

Кафедра математики

Заведующий кафедрой –
Сгибнев Алексей Иванович

Кафедра ориентируется в своей работе на методические достижения известных математических школ 60-80-х годов (листки с системой задач, устные индивидуальные зачеты, разнообразие дополнительного образования и т.д.). Находясь в русле этой большой традиции, кафедра имеет свои собственные приоритеты и направления педагогического поиска. Прежде всего, это учебно-исследовательские задачи, решаемые как на уроках, так и индивидуально. Совместная работа учителей кафедры в этом направлении привела к созданию системы учебно-исследовательских («открытых») задач по курсу геометрии 7-9 классов, опубликованной в виде учебного пособия. В курсах математического анализа и теории вероятностей также сделан акцент на экспериментальную составляющую математики, активно используется компьютерный эксперимент, разработано несколько «лабораторных работ», знакомящих школьников с различными численными методами.   

Углубленное изучение математики начинается в нашей школе с 7 класса. В 5-6 классе в рамках уроков 1 час отводится на развивающий курс «Нестандартные задачи», направленный на привитие вкуса к решению сложных и красивых задач. В 7-11 классах математика изучается на трех уровнях: базовом, среднем и углубленном. При этом в 7-8 классе дополнительный материал вводится не за счет увеличения учебных часов, а за счет интенсификации работы на уроке. Для каждого класса разработаны программы специальных курсов и кружковых занятий по выбору учеников.

Следует отметить, что согласно общей концепции школы мы поддерживаем стремление наших учеников получать универсальное образование и углублять предметы естественного и гуманитарного циклов. Кафедра одобряет участие своих учеников в разумном количестве математических олимпиад, радуется их успехам, но не считает олимпиадные победы главным критерием оценки своей работы и не стремится соревноваться в этом вопросе со специализированными математическими классами.   

Одним из приоритетных направлений кафедры является решение исследовательских задач. Цель исследовательской деятельности учителя кафедры видят в приобретении опыта длительной интеллектуальной работы над одной темой с неопределенным конечным результатом, моделирующего реальную научную работу. Для исследовательской работы выбирается сложная, но посильная для ученика задача, в которой ученик должен получить новый для себя результат. При таком подходе новый научный результат является редчайшим исключением. В 2008-11 годах силами учителей кафедры и дружественных школ проводился городской семинар по школьным исследовательским работам по математике. В 2010-14 годах учителя кафедры активно участвовали в организации и рецензировании работ на секции математики на конкурсе имени Вернадского. Двумя изданиями вышла книга А.И. Сгибнева "Исследовательские задачи для начинающих", обобщающая опыт реализации исследовательских задач.

Учителя кафедры активно участвуют в школьной математической жизни Москвы. Они входят в методические комиссии по составлению вариантов окружного этапа математической олимпиады и математического праздника. Несколько последних лет на базе нашей школы проходит устная олимпиада школьников для 6-х классов, за составление варианта которой также отвечают наши учителя. Трое учителей школы в разные годы были в числе составителей заданий творческого конкурса учителей математики, а пятеро были призерами этого конкурса. Вся эта дополнительная работа учителей приводит к взаимному обогащению, обмену опытом с лучшими учителями Москвы, приливу новых методических идей. Учителя кафедры Шноль Д.Э., Сгибнев А.И., Нетрусова Н.М. являются методистами МИОО и передают опыт своей работы на курсах повышения квалификации для учителей города. 

За последние годы учителя кафедры опубликовали более двух десятков статей по проблемам обучения математике одаренных школьников, двое учителей были докладчиками на Всероссийском съезде учителей математики в 2010 году.      

Силами учителей кафедры с 2005 года каждое лето проводятся две школы интенсивного обучения для московских, иногородних и иностранных школьников. В этих школах каждый год принимает участие более 150 школьников.

 

Некоторые дидактические материалы, разработанные на кафедре:

Исследовательские работы по математике

Исследовательские работы по математике ведутся в школе "Интеллектуал" с первого года работы. За это время мы накопили некоторый опыт, который может быть интересен коллегам.

Примеры работ

"Подсчёт числа пронумерованных деревьев" – работа ученика 7 класса Горбунова Дмитрия (научный руководитель Сгибнев А.И.).

"Периодичность остатков последовательностей типа Фибоначчи" – работа ученицы 8 класса Безменовой Александры (научные руководители Сгибнев А.И., Воронцов А.С.). Работа получила III место на Колмогоровских чтениях в 2008 г.

"О представимости натуральных чисел в виде линейной комбинации с целыми коэффициентами" – работа ученицы 7 класса Безменовой Александры (научный руководитель Сгибнев А.И.). Работа получила III место на конференции "Интел-Авангард" в 2007 г.

"Задача о выключении прямоугольного панно с лампочками" – работа ученика 8 класса Блинова Андрея (научный руководитель: Абрамсон Я.И.). Работа получила II место на конференции "Интел-Авангард" в 2007 г.

"К неравенству Митриновича" – работа ученика 10 класса Богатого Ивана, отмечена на Колмогоровских чтениях.

 

 



Main menu 2

Dr. Radut Consulting