Jump to Navigation

Кафедра иностранных языков

Заведующая кафедрой –
Горелова Мария Юрьевна

Вся работа кафедры направлена на реализацию цели обучения иностранным языкам, которая была сформулирована с учетом основных образовательных задач школы-интерната «Интеллектуал» и особенностей учащихся нашей школы, а именно:

     развитие способностей учащихся использовать иностранный язык как инструмент познания, приобщения и адаптации к новому социальному опыту, как средство эффективного решения коммуникативных задач (задач общения) в сферах личных, профессиональных и социальных интересов.

В основе стратегии преподавания иностранных языков в школе «Интеллектуал» лежат несколько концептуальных идей, связанных со спецификой предмета «Иностранный язык».

1. Освоение любого иностранного языка также важно и полезно любому учащемуся, как и изучение математики. Любой иностранный язык есть довольно сложная знаковая система. Эта система не универсальна, она не едина для всех языков, каждый язык имеет и общие с другими, и свои особые алгоритмы.

Поэтому, во-первых, нельзя ограничиваться изучением английского языка, так как он в прямом смысле экзотический. Среди индоевропейских языков (более 100), он представляет собой исключение и не может служить эталоном или основой для формирования общих лингвистических представлений. Знание другого европейского или восточного языка в дополнение к нему значительно расширяет возможности мышления.

А во-вторых, ошибочно относить предмет «иностранный язык» исключительно к гуманитарному циклу. Освоение иностранных языков в равной мере необходимо как математикам и физикам, так и экономистам, юристам, гуманитариям, химикам и биологам.

2.Иностранный язык как учебная дисциплина отличается от других прежде всего тем, что является и предметом изучения и средством познания. Вот почему при грамотно созданных условиях обучения можно не только добиться достижения высокого уровня владения языком, но и упорядочить интеллектуальную деятельность молодого человека. Сознательная и мотивированная работа с языковым материалом учит вниманию к деталям, кажущимся «мелочам», кропотливости, тщательности, системному подходу к запоминанию, а также обучает точному формулированию мыслей или их пере формулированию другими словами, если необходимо. Причем эта работа с языковым материалом не может происходить эпизодически или аврально, она должна быть регулярной, чтобы быть результативной. В условиях конкретно школы «Интеллектуал» навыки такой работы представляются особенно ценными.

3. Среди обязательных для формирования коммуникативных умений и навыков назовем такие: логично и последовательно выстроить монологическое высказывание, вступить в дискуссию, избежать ее, завершить дискуссию, не обидев собеседника; кратко передать содержание услышанного или прочитанного, и, наоборот, расширить и дополнить кратко сформулированные мысли. Вне всякого сомнения, такие виды интеллектуальной деятельности «затачивают» мозг, учат продуктивному умственному труду.

4. Упорядоченная работа с иностранными языками оказывает положительное влияние на формирование и укрепление общих учебных навыков, помогает лучше планировать время самоподготовки, организовать ее эффективнее.

Таким образом, обучение двум (или более) иностранным языкам непосредственно направлено на решение одной из важнейших задач, стоящих перед нашей школой – социализации одаренных.

5.Учителя кафедры едины во мнении, что дидактические подходы к преподаванию первого и второго иностранных языков разные.

 Начало обучения первому языку в дошкольном или раннем школьном возрасте содержит множество игровых элементов, используются большие имитационные возможности детей, большой объем механической памяти. В то время как начало занятий вторым языком в подростковом возрасте позволяет использовать и развивать формирующиеся новые свойства памяти и мышления, а также лингвистический опыт учеников. Уменьшающиеся имитационные возможности компенсируются логикой, логическая память работает лучше, чем механическая, индуктивное восприятие нового заменяется на дедуктивное. Сознательность в обучении дает возможность быстро продвигаться в освоении учебного материала.

Успехи наших учеников в изучении иностранных языков убеждают нас в том, что выбранная нами стратегия верна.

    

В процессе обучения иностранным языкам особое внимание уделяется развитию речевых умений учащихся: умению излагать свои мысли в устной и письменной форме на иностранном языке, поскольку главной трудностью является желание одаренных детей изучать язык как предмет исследования, но не как инструмент.

     ГБОУ школа-интернат «Интеллектуал» не является школой с углубленным изучением иностранных языков, но процесс обучения иностранным языкам организован таким образом, что учащиеся, которые хотят, любят и могут учиться, имеют возможность изучать иностранные языки на высоком уровне. Это возможно благодаря системе специальных курсов и системе дополнительного образования (см. подробнее Приложение 1), а также индивидуальным траекториям/ планам учащихся.

 Основным иностранным языком является английский язык.

С 6-ого класса в школе «Интеллектуал» начинается изучение немецкого, французского и испанского языка в качестве второго иностранного. В конце учебного года 5 класс делится на примерно равные группы начинающих одного и другого языка с учетом интересов учащихся. Количество учеников в группах второго языка, так же, как в группах английского, не может быть меньше 8 и больше 15 человек. Группа «продолжающих» не открывается. Вопрос о зачислении в группу начинающих ученика, который уже изучал немецкий или французский язык, решается индивидуально. Как правило, предлагается изучать другой язык «с нуля».

Ротация внутри групп одного языка по результатам обучения не проводится.

В 2015-2016 учебном году все ученики с 6 по 9 класс изучают второй иностранный язык с нагрузкой в 3 учебных часа в неделю. В 10-11 классах второй иностранный язык изучается с нагрузкой 2 часа в неделю в рамках двухгодичного спецкурса.

В конце каждого учебного года в группах английского языка предусмотрена ротация по результатам обучения за год.

В рамках дополнительного образования есть возможность изучать китайский язык.

Сотрудники кафедры:

В 2016-2017 уч.году на кафедре работают 9 учителей английского языка (один из них совместитель-учитель дополнительного образования), 3 учителя французского языка, 2 учителя немецкого языка, 1 учитель испанского языка.

6 учителей имеют высшее педагогическое образование, 6 учителей высшее филологическое образование.

Учителя кафедры ведут активную научно-методическую деятельность, участвуют в профессиональных конференциях, делятся профессиональным опытом с коллегами, читая лекции на курсах повышения квалификации и проводя мастер-классы как для учителей «Интеллектуала», так и коллег из других школ Москвы.

Результаты и опыт работы учителей кафедры отражен в публикациях  в журнале «Иностранные языки в школе», приложениях к газете «Первое сентября», сборниках научных статей ТГУ, МПГУ и других.

 



Main menu 2

Dr. Radut Consulting