Jump to Navigation

Кафедра истории

Заведующий кафедрой –
Евдокимов Павел Андреевич

Кафедра истории относится к числу старейших кафедр школы. Основу для ее формирования составили существовавшие в течение целого ряда лет до возникновения школы «Интеллектуал» неформальные связи между группой московских педагогов, сочетавших работу в школе с активной научно-исследовательской и гуманитарной деятельностью и привлекавших к ней (в особенности – к археологическим экспедициям) своих учеников. 

Сочетание школьного преподавания истории как предмета с самостоятельным изучением прошлого человеческого общества было и остается одним из фундаментальных принципов работы кафедры.

Большинство сотрудников кафедры в том или ином виде являются активными исследователями-историками, связанными с ведущими академическими учреждениями и организациями России, регулярно публикуют результаты своих исследований в научных изданиях, принимают участие в работе конференций, семинаров и круглых столов, участвуют в исследовательских экспедициях.

Преподавание истории в школе «Интеллектуал» осуществляется в рамках двух концентров – первого (основная школа) и второго (старшая полная школа). Содержание каждого концентра охватывает историю человечества (всеобщую и историю России) с древнейших времен до настоящего времени.

Порядок изучения тем на уроках основан на сочетании  хронологического и модульного принципов: всеобщая и отечественная история изучаются в их взаимосвязи, в хронологической последовательности, при этом каждый модуль, посвященный отдельному периоду истории России, изучается следом за модулем, посвященным  соответствующему периоду всеобщей истории.

В первом концентре (5-9 классы) история преподается в рамках индивидуальных учебных планов учащихся на двух уровнях – базовом и углубленном. В младших классах средней ступени (5-6) изучается региональный компонент школьного исторического образования в рамках отдельного курса москвоведения («история Москвы»).

Во втором концентре (10-11 классы) история изучается в рамках учебных планов профильного обучения для гуманитарного и социально-экономического профилей – на углубленном уровне, для физико-математического, биолого-химического, физико-химического профилей – на базовом уровне, с учетом специфики и потребностей каждого профиля.

При этом на профильном уровне осуществляется подготовка учащихся к выбору дальнейшей сферы профессионального обучения и последующей деятельности в той или иной области гуманитарного знания.

Фундаментальным метапредметным навыком, за развитие которого берет на себя ответственность кафедра истории в рамках образовательной деятельности школы «Интеллектуал», является  историзм мысли.

Вне зависимости от уровня обучения и концентра, преподавание истории имеет своей целью активно содействовать формированию и становлению учащихся в школе одаренных и высоко мотивированных к интеллектуальному труду детей в качестве свободных, социально ответственных и критически мыслящих личностей, осознающих ценность и богатство отечественного и общемирового историко-культурного наследия, способных к непредвзятому самостоятельному анализу социокультурной действительности, к противодействию попыткам фальсификации истории и манипуляции сознанием. Одновременно с этим, кафедра истории в качестве одного из приоритетных направлений своей деятельности стремится развивать творческий потенциал одаренных детей негуманитарного профиля в интересах развития исторической науки – в виде привлечения учащихся, углубленно изучающих негуманитарные предметы, к решению актуальных проблем исторической науки (и в частности – источниковедения) путем применения интегративных исследовательских приемов и стратегий (методов естественных наук, математического моделирования и статистики и т.п.).

Также крайне важны в работе кафедры деятельностный подход  к изучению предмета и принцип аутопсии. Их реализация осуществляется как в ходе традиционной классно-урочной работы, так и в рамках исследовательской и проектной работы, работы в школьном музее, в системе дополнительного образования, в системе выездных гуманитарных практик и экспедиций.

В качестве важной гуманитарной ценности, способствующей личностному росту одаренных детей, кафедра развивает деятельность по внедрению в современное гуманитарное образование классического компонента – изучения основ латинского и древнегреческого языков, античной культуры, истории, мифологии и археологии.

Кафедра истории активно участвует в создании общенациональной сетевой структуры по работе с одаренными детьми, элементами которой являются:

  • система исследовательских мастерских «Вышгород», осуществляющая дистантную поддержку научной деятельности учащихся по гуманитарным предметам
  • ежегодная открытая гуманитарная конференция исследовательских работ школьников «Вышгород» (Маркеловские чтения)
  • межшкольный гуманитарный семинар «Учебное исследование в междисциплинарном аспекте»
  • система выездных гуманитарных практикумов («История и культура Древней Руси», «История и культура народов Поволжья», «История и культура имперского периода России», «История и культура Средиземноморья»)
  • Могутовская археологическая экспедиция
  • Галичская археологическая экспедиция
  • комплексная Соловецкая экспедиция
  • Открытая заочная олимпиада по циклу гуманитарных наук
  • движение «гуманитарных интеллектуальных боев»

Нашими активными единомышленниками и товарищами в этом деле являются другие школы Москвы: гимназия №1505, гимназия №1514, «Лига школ», НОУ «Филипповская школа» и многие другие школы России и зарубежья.

Список литературы для  внеклассного чтения по истории

Экзаменационные билеты по истории:

Образовательный проект «Интеллект-Шанс»

Страницы исследовательских мастерских:

  • Конференция "Вышгород"
    исследовательские мастерские по истории России, археологии и специальным историческим дисциплинам, где формируются соответствующие секции конференции ("История России IX-XIX вв.", "История СССР 1920-1950 гг.", "Археология и специальные исторические дисциплины" и др.). Зарегистрировавшись на этом сайте, Вы сможете выкладывать в открытый доступ результаты своих исследований, пообщаться со сверстниками, которые интересуются сходными научными проблемами, обсудить предварительные результаты и получить советы коллег.
     
  • Конференция "И что нам Царское Село?!.."

 

/span



Main menu 2

Dr. Radut Consulting